Роль и значимость иностранного языка, его функция в формировании нового человека становятся важнейшими для глобального общества. В условиях интеграции Республики Татарстан в мировую экономику по-прежнему актуальными остаются вопросы повышения языковой подготовки наших школьников.
Выпускник школы должен быть готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне, стремиться избегать и преодолевать конфликты. Это возможно только в том случае, если у школьников сформированы все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции.
Признание государством важности овладения иностранным языком является следствием интернационализации всех сфер жизни нашего общества, вхождения его в мировое сообщество. В государственном стандарте федерального образования закреплено начало обучения иностранным языкам со 2-го класса, т. е. в период, когда дети особенно восприимчивы к овладению ими , в старших классах на их изучение отводится 3 часа в неделю, введены профильное обучение и элективные курсы.
Сегодня материально-техническая база нашей гимназии позволяет проводить обучение в свете новейших информационных технологий. Гимназия подключена к глобальной сети Интернет, занятия проводятся в специальных кабинетах иностранного языка.
В 2-х из них имеются лингафонные устройства, а один оснащен мультимедийным оборудованием. Ученики выполняют задания в режиме «on line», используют компьютерные словари, а учителя работают с интерактивной доской и электронными учебниками. Новейшие компьютерно-информационные технологии способствуют оживлению учебного процесса с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, стимулируют их познавательно- исследовательскую деятельность, они находятся в постоянном творческом поиске. Сегодня наши ученики сами находят друзей через Интернет и общаются с ними на английском. Защита рефератов на иностранном языке, выступления с докладами и научными работами приносят свои результаты.
Так, Гумерова Алсу из 10 В класса участвовала в Республиканских конкурсах «V1 Рождественские чтения» и «Педагогические чтения имени Каюма Насыри» и заняла 2-е место.(Учитель-Гумерова Г.К.)
Сочетание различных видов работ на уроке иностранного языка является одним из важных элементов мотивации учащихся к его изучению , помогает сохранить интерес к предмету в течение всего периода обучения.»Разгрызать гранит чужой науки» совсем непросто. Чтобы ребенок запомнил иноязычное слово, оно должно 18 раз как минимум пройти через светлое пятно его памяти.
Не все дети обладают одинаковыми способностями к изучению иностранных языков.
Но тут мы говорим: «Овладение английским –это 90% старания+ 10% таланта». При стандартном подходе за время обучения в школе дети изучают иностранный в объеме почти 1000 часов, но это дает весьма скромные результаты. Только дополнительная внеурочная работа с более или менее одаренными детьми позволяет добиваться некоторых успехов на районном и Республиканском уровне. Мы гордимся нашими выпускниками, которые ежегодно занимали призовые места на районных и зональных олимпиадах: Талиповой Алиной, Миннебаевой Лилией, Набиуллиным Ильназом ,Арслановым Ильназом, Миннебаевой Лейсан и другими. Многие из них успешно сдали экзамены по иностранному языку и продолжают совершенствовать свои знания, умения и навыки на более высоком уровне, выезжают за границу и повышают свой социокультурный статус, а после их окончания устраиваются работать в фирмы, которые активно сотрудничают с зарубежными партнерами. Галимуллин Алим, Миннебаева Лейсан, Валиева Гульназ, Ахметгалеева Алия совершенствуют свои языковые навыки в Англии и в Соединенных Штатах Америки.
На мой взгляд, учитель иностранного языка сегодня должен как никогда соответствовать занимаемой должности, быть высокообразованной и развитой личностью, постоянно пополнять свои знания, участвовать во всевозможных языковых конкурсах и привлекать к этому своих учеников. Впереди Единый Государственный Экзамен, уже есть ученики, желающие связать свою судьбу с английским, и только кропотливый ежедневный совместный труд ученика и учителя могут привести к успеху.
В начале нового века целью обучения иностранному языку уже не может являться простая передача лингвистических знаний, умений и навыков, и даже не освоение страноведческой информации. Основное место в педагогическом процессе должно занять формирование способности к участию в межличностной и межкультурной коммуникации, когда необходимо глубокое понимание особенностей менталитета, стиля жизни и моральных ценностей других народов.
Как ясно то, что опытный водитель, проездивший на своем авто тысячи километров, но не остановившийся на «зебре», чтобы пропустить пешехода, или клиент, заплативший, но забывший поблагодарить за оказанную услугу, не являются конкурентоспособными , так очевидно и то, что недостаточно хорошего владения языком, чтобы выглядеть компетентным в глазах зарубежных партнеров, да и не только.
Необходимо обладать хорошим тоном, тактом, толерантностью, хорошим чувством юмора, чтобы выглядеть компетентным специалистом в глазах зарубежных партнеров. Принято говорить, что «вежливость в крови у иностранцев». Скорее всего, она в среде, в которой они воспитываются.
И в этом плане, уважаемые коллеги, нам еще предстоит долго и кропотливо работать не только с детьми, но и с их родителями, потому что именно вежливость, тактичность, желание прийти на помощь и создают в человеке то самое внутреннее обаяние, которое поднимает его на ступень выше в глазах окружающих.
В конце своего выступления, уважаемые коллеги, я хочу пожелать вам больших успехов в деле обучения и воспитания подрастающей молодежи и крепкого здоровья для претворения в жизнь всего задуманного.
Ахметгалеева А.Т.
|